14 С° нет
Лента новостей

Они не верили, Сталин не сомневался. Послевоенное восстановление Севастополя

Как известно, английский премьер Уинстон Черчилль ни в какую не соглашался, чтобы встреча лидеров антигитлеровской коалиции прошла в Ялте.

Он на повышенных тонах объяснял в телефонном разговоре своему заокеанскому коллеге, что в Крыму свирепствует холера, повсюду вши, и горная дорога к Ялте совсем не безопасна. Согласившись, Черчилль сказал: «Выживу, захватив с собой достаточное количество виски и ящик дустового мыла».

Но брезгливый английский аристократ кривил душой. Ему очень хотелось побывать в Крыму, а именно в Балаклаве на том месте, где в 1854 году во время Крымской войны погиб его дед - герцог Мальборо.

Сразу после окончания Ялтинской конференции Черчилль со своей дочерью Сарой направился в Севастополь ознакомиться с памятниками истории Крымской войны.

Он въезжал в город со стороны Лабораторного шоссе. Его взгляд задержался на  руинах ж\д вокзала и составах с подбитой немецкой техникой, которую отправляли на переплавку. Руины разрушенного Севастополя поразили английского премьера.

Такую же поездку предпринял и американский президент Рузвельт.

«11 февраля, когда американцы уезжали из Ливадии, советский персонал дворца снабдил их на дорогу большим количеством водки, вина нескольких русских марок, грузинского шампанского, которое похвалил отец, икры, масла, апельсинов и мандаринов», — вспоминает в мемуарах сын Рузвельта Эллиот.    Президент США прибыл из Ливадии в Севастополь в сумерках.

«Это было, пожалуй, самым подходящим временем для осмотра мрачных  развалин одного из пострадавших от войны городов.  Кучи щебня; там и сям торчащие из развалин голые стены, похожие на щиты для объявлений. Отцу рассказали, что после отступления немцев в городе осталось всего шесть не разрушенных зданий», — пишет Эллиот  в своей книге «Его глазами».

Таким увидели Севастополь члены Американской и Английской делегаций в 1945

Город был разрушен настолько, что порой было невозможно определить направление улиц.

Было разрушено 94% жилого фонда, все промышленные предприятия, водопровод, канализация, электростанция. По подсчетам специалистов, на каждый квадратный метр севастопольской земли упало полторы тонны бомб.

Ратный подвиг нашего народа американец оценил по достоинству, а вот в перспективу восстановления Севастополя, наверное, не верил. Иначе при расставании не сказал бы первому секретарю Севастопольского горкома партии: «Для восстановления вашего города понадобиться 50 лет, и это возможно в том случае, если мы вам поможем, без нашей помощи вам не обойтись…».

Выступая 1 марта на заседании конгресса с отчетом о Ялтинской конференции, он поделился тягостными впечатлениями: «Я видел Севастополь и Ялту! И я знаю, что на земле не могут существовать одновременно германский милитаризм и христианское приличие».

Сталин после конференции в Севастополь не приезжал, он на автомобиле отправился в Симферополь, затем на поезде отбыл в Москву.

Наш город генералиссимус посетил без лишней огласки 9 октября 1948 г. Командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский записал в дневнике:

«В субботу в 9.10 по Севастополю проехал на машине т. Сталин. Никто не знал. Говорят, прибыл по Лабораторному шоссе, вокзал, проехал по кольцу и тем же маршрутом уехал...».

Известный севастопольский историк Валерий Иванов утверждает, что Сталин попал в город со стороны нынешнего проспекта Острякова, который тогда представлял собой голую степь. Зато с этой возвышенности он увидел разрушенный город. Если Сталин попал в город со стороны Лабораторного шоссе, то увидел бы, то же самое - только руины. Однако, со стороны нынешнего проспекта генералиссимус увидел минарет татарской мечети. Удивительно, что он выстоял в годы войны, но после визита Сталина его снесли. Связаны между собой эти события или нет неизвестно. Ведь после того не означает вследствие того. Но такой факт имел место. Конечно, уже в то время Севастополь восстанавливали, расчищали завалы, разминировали, но его руины представляли все еще впечатляющее зрелище.

Хотя восстановлением Севастополя занялись задолго до победы над фашистской Германией.

Государственный Комитет Обороны Постановлением № 5477 от 26 апреля 1944 года обязал создать специальную строительную организацию для восстановления Севастополя и объектов главной базы Черноморского флота. В 1944-1948 годах такой организацией стал трест «Севастопольстрой».

Еще мае 1944 года, когда советские войска освободили город Севастополь от немецко-фашистских захватчиков, в далеком дагестанском селении Карата в колхозе Карла Маркса родилась замечательная инициатива – начался сбор средств на восстановление Севастополя.

Председатель колхоза Магомед Абакаров из своих личных сбережений внес для этой цели 30 тысяч руб­лей. Этот патриотический почин поддержали все колхозы республики.

Колхозники Дагестана за короткий срок собрали на восстановление Севастополя более 400 тысяч рублей.

Но к приезду Вождя город все еще лежал в руинах.

Лавируя между развалинами, воронками и грудами камней, сталинская машина с двумя сопровождавшими ее «виллисами» подъехала к горкому партии, который тогда размещался в старом здании нынешнего  Правительства Севастополя. Без лишней помпы Сталин зашел в кабинет к секретарю горкома ВКПБ Павлу Лесику. Как рассказывают, он застал картину, которая характерна и сегодня. Секретарша сидела уткнувшись в бумаги. На вопрос Сталина: «Где товарищ Лесик?», она, не поднимая глаз, буркнула – «на обеде». Но видимо в тот же момент, узнав голос вождя, подняв глаза, увидела того, кого ранее видела только на портретах, вскочила и в ужасе убежала из кабинета.

Сталин не ждал топтаться в приемной и вышел на улицу, где навстречу ему уже бежал, поправляя на ходу галстук Лесик. О чем они говорили неизвестно, но после этого тайного визита, 25 октября 1948 г. было подписано два постановления Совмина СССР «О восстановлении города и главной базы Черноморского флота – Севастополя» и «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя».

Благодаря вмешательству главы государства город быстро восстановили. 6 ноября 1950 года в Севастополе был запущен первый троллейбус, а 19 февраля 1957 года горком партии доложил о полном восстановлении Севастополя. Черчилль и Рузвельт не верили, что Севастополь можно восстановить, а Сталин не сомневался в том, советские людям и не такая задача по плечу.

По мнению многих строителей, восстановление Севастополя - лучший градостоительный проект СССР за всю его историю.

A4 Авторская колонка Все публикации автора
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Нахимовцам болеть запрещается: поликлиника на ул. Красносельского не спешит появляться как и врачи-педиатры на Пр. Победы
Прокуратура выявила многочисленные нарушения в отделении Социального фонда России по г. Севастополю
Жители Севастополя не хотят подключаться к централизованным коммуникациям и срывают госпрограммы
Ликвидация свалки в районе Трензиной балки подходит к завершению
1823 Город
Количество земельных участков, выданных льготникам, остается на прежнем месте
Прокуратура добивается изменения высоты газопровода в с. Орлином
Детективная история: садоводы СНТ «Мрия» преследуют расхитителей земли
3511 Город