14 С° нет
Лента новостей

Воспоминания бывшего начальника уголовного розыска города Севастополя Фрола Уварова

С прошлого года в Севастополе издается журнал «Полиция Севастополя». Впервые в истории органов внутренних дел нашего города силами сотрудников УМВД России по г. Севастополю было подготовлено глянцевое издание о служебной деятельности и повседневной жизни полиции. На его страницах авторы публикаций раскрывают интересные детали повседневной деятельности органов внутренних дел Севастополя, здесь своим многолетним опытом делятся профессионалы, а полицейские рассказывают о своих трудовых буднях и необычных увлечениях. Большое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и служения Отечеству.

В последнем номере журнала вышла статья «Воспоминания бывшего начальника уголовного розыска города Севастополя Фрола Николаевича Уварова» по материалам фонда Народного музея Севастопольской полиции (милиции) им. М. С. Казакевича. Этот материал будет очень интересен читателям нашей рубрики «Ретрогород».

….«Что может рассказать о себе старейший работник милиции города Севастополя Уваров Фрол Николаевич?

Родился в бедной семье железнодорожного сторожа, большая семья жила на получаемое жалование отца 16 рублей в месяц, на частной квартирке на Зелёной горке, Охотский переулок, в доме Струкова, затем на улице Сапунской. Семья состояла из 6 человек. Ютилась в маленькой, низкой, тёмной, сырой комнатушке, за которую платил отец 3 рубля в месяц.

Мне, босоногому мальчишке, удалось закончить железнодорожную школу, а 13летним парнем из-за нужды пришлось работать подённо в порту по обивке накипа в котлах кораблей, получая 35 копеек в день. Но часто вспоминаю сердобольных матросов и коков, которые кормили нас, малышей, только требовали, чтобы приносили с собой ложки.

После подёнщины работал подручным слесаря на железной дороге депо станции Севастополь. В 1918 году, в бытность оккупации немцами Севастополя, а затем в начале 1919 года вступил в первый подпольный Севастопольский полк – добровольно – вместе с группой товарищей: Сенькиным Тарасом, Яшей Агеевым, Яшей Назаровым и другими. Рискуя жизнью, вскрывали вагоны белых с оружием для вооружения всего полка, так как оружия негде было брать, город был занят белыми, французами, англичанами. После вступления Красной Армии в Севастополь подпольный полк был влит в действующую армию, которая вела бои за завоевания Советской власти.

Тяжёлое наследство оставил царский строй. Это бандитизм, беспризорность, разруха и прочее. В 1922 году я поступил на работу в органы милиции.

Милиция в то время находилась по улице Советской, № 34. Здание было маленькое, неприглядное, условий для работы не было: в одной комнате помещалось 7–8 человек сотрудников, за одним столом сидело по 2 человека, не было стульев, электросвет горел только до 2х часов ночи. Автотранспортом милиция не располагала, а об обмундировании и говорить нечего, его не хватало, так что работники были одеты кто в чём. Оружие тоже у кого какое. У одного был наган – не было патронов к нему, у другого патроны – оружия нет. А преступность была велика. Несмотря на всевозможные трудности, голод, мы, работники милиции, вели беспощадную борьбу с уголовной преступностью, бандитизмом и др. проявлениями.

 

* * *

В 1923 году в город Севастополь прекратилась подвозка продуктов крестьянами из сельских местностей Крыма.

В органы милиции поступили сигналы о том, что на дороге между Севастополем и деревней Дуванкой, ныне Верхне-Садовое, орудует шайка бандитов. Нам, работникам милиции, было дано задание любыми средствами выловить шайку бандитов. Я, Пржздетский, Растрёпин, Чигирин и другие пошли в засаду в пещеры деревни Любимовки, по дороге следования подвод (телег. – прим. ред.), возвращавшихся домой крестьян с деньгами и городскими покупками.

В этом районе нам пришлось находиться в течение 10 суток, в холод, голодными. И только на 11 сутки мы смогли установить, что эти бандиты скрываются на Корабельной стороне за Малаховым курганом в доме вдовы-старухи. На 13 день была произведена операция, ночью бандиты были схвачены. Бандитов было 5 человек, во главе которых был Воронин Яков Иванович, он же по кличке Яшка Чабан. Во время перестрелки был ранен главарь банды, их осудили к высшей мере наказания, расстрелу. Подвоз сельхозпродуктов в город продолжался нормально.

* * *

На углу улиц Большой Морской и Нахимова находился Всероссийский кооперативный банк. В 1925 году в марте месяце днём неизвестные бандиты в количестве четырёх человек вошли в здание банка, где всем находившимся скомандовали «руки вверх». Один из бандитов моментально оборвал телефонный провод. Ограбив деньги из кассы, они скрылись. На следующий день поступили сведения о том, что на Северной стороне в кофейне ночевали четыре человека мужчин, приметы которых схожие с бандитами, ограбившими «Всекобанк».

Мы установили, что это действительно являются они, выдают себя за скотопромышленников и собираются выехать подводой в город Бахчисарай. Ввиду того, что бандиты были хорошо вооружены и при задержании их в кофейне могут оказать вооружённое сопротивление, и благодаря этому окажутся пострадавшими невинное гражданское население, нам, оперативным сотрудникам уголовного розыска, пришлось организовать другое мероприятие.

За Северной стороной по шоссейной дороге мы остановили одну из подвод, которая следовала в Севастополь, сняли с неё заднее колесо, создав видимость, что мы обломались. Когда подвода с ехавшими бандитами поравнялась с нами, мы под предлогом оказания нам помощи, окружили их и скомандовали «руки вверх». Бандиты оказали нам вооружённое сопротивление. В результате перестрелки двое бандитов были тяжело ранены, а с нашей стороны был убит хороший товарищ, инспектор Бахчисарайского уголовного розыска Невинский, светлая паять о котором хранится у нас по настоящее время. Бандиты были арестованы, которыми оказались: главарь Соболев, Савченко и два брата Антон и Трофим Шпуряки. Как установлено следствием, все они служили ранее в банде Махно. Приговором суда осуждены к высшей мере наказания – расстреляны.

* * *

Будучи начальником уголовного розыска в Севастополе в 1935 году, мне позвонили по телефону и сообщили, что при вычистке нечистот из общественной уборной на Южном базаре обнаружен расчленённый труп без головы неизвестного гражданина. В результате судмедэкспертизы установлено, что труп принадлежит мужчине и убийство совершено не менее месяца тому назад. Проверив по материалам без вести пропавших лиц заявление в течение года, заявлений таких не поступало.

Идя по улице, ко мне подошёл с детства знакомый Христофор Шмитке, проживавший по улице Кондукторской на Зелёной горке, который стал мне жаловаться на свою мачеху, некую Шмитке, что она выгоняет его с семьёй из дома его родных. После смерти отца мачеха сошлась с другим гражданином, который работал дрогалем (извозчиком. – прим. ред.) в артели. Далее он мне сказал, что муж его мачехи Петров обокрал её и скрылся примерно месяц тому назад. Разговор с Христофором меня насторожил, и я решил проверить по месту работы Петрова, что он из себя представляет и уехал ли на самом деле.

После тщательной проверки оказалось, что Петров расчёт и деньги в артели не получил, а ему причитались 600 рублей зарплаты. Собрав о гражданке Шмитке необходимые данные, нам стало известно, что она занималась резкой свиней, и это послужило подозрением в убийстве Петрова.

При тщательном обыске на чердаке дома был обнаружен замурованный в кирпичи паспорт и другие документы Петрова. После чего гражданка Шмитке была арестована. После долгого отпирательства подозреваемая созналась в зверском убийстве Петрова и рассказала, как она его расчленила на части и, завернув в клеёнку частями, выносила в уборную на Южном базаре (ныне площадь Ревякина).

Старые жители Севастополя должны помнить судебный процесс, несколько дней проходивший в ДКАФе. Гражданка Шмитке была приговорена к 10-летнему тюремному заключению.

* * *

Кроме борьбы с уголовными преступлениями работники милиции занимались воспитанием и трудоустройством беспризорных детей, оставшихся без родных после империалистической и гражданской войн.

В Севастополе на улице Гоголя был открыт ночлежный дом под названием «Баржом». Он часто проверялся работниками милиции. И вот мне запомнился один беспризорный парень Геннадий по кличке Москва ХХ. Ему в то время было лет 14–15. Он казался нам совершенно неисправимым, но мы всё же устроили его в детдом в городе Севастополе.

И вот, находясь на должности начальника уголовного розыска в городе Керчи, из легковой машины окликнул меня какой-то гражданин. Я остановился, он вышел из машины, и я с трудом узнал, что это он, Геннадий Иванов. Оказалось, что в детском доме парень получил соответственное образование, работает заместителем директора Госморзавода имени Войкова, член партии, имеет жену и 2х дочерей. Я был обрадован, что из него получился хороший советский товарищ. В дальнейшем, во время Отечественной войны, я встретил Геннадия в форме советского офицера в звании старшего лейтенанта, он направлялся после ранения в свою часть. В настоящее время он живёт и работает в Симферополе».

По материалам пресс-службы УМВД России по г. Севастополю

Главная новость по теме

С Днем уголовного розыска
0 1206

 

 

 

 

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

В севастопольском правительстве блуждают в трех соснах
ГУПС «Севтеплоэнерго» обязали указывать в квитанции показания общедомового прибора учета
В Севастополе освободили предпринимателей от оплаты за размещение летних кафе
В отношении лица, который нанес «граффити» на пушку 11-ой береговой батареи в Севастополе, вынесен обвинительный приговор
В Севастополе расширен перечень категорий специалистов, имеющих право получать выплаты по программе «Земский доктор»
В Госдуме появилась новая инициатива
СФР в Севастополе напомнил график выплаты пособий семьям с детьми в мае
1082 Город